Критический очерк относительно модификаций стимульного материала теста Сонди
При создании теста Л. Сонди исходил из своих представлений о наследственно-обусловленной склонности человека к определенным формам патологии и проявлении патологии во внешнем облике человека. В основу методики легли многолетние эмпирические исследования на большой группе лиц, имеющих психические отклонения с точно установленными психиатрическими диагнозами, в том числе анализу подвергались истории болезней их ближайших родственников. Как известно, в качестве стимульного материала Л. Сонди были отобраны 48 фотопортретов психически больных людей 8 категорий (эпилепсия, истерия, садизм, гомосексуализм, кататония, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Выбор портретов испытуемым, по утверждению Л. Сонди, обусловлен бессознательным, полусознательным — и гораздо реже сознательным — воспоминанием о персонах из членов семьи или круга ближайшего окружения.
На постсоветском пространстве среди специалистов, работающих с тестом, продолжается спор относительно научной обоснованности использования так называемого модифицированного тестового аппарата. Данное положение дел связано с изданием Л. Н. Собчик руководства по тесту Сонди и подготовкой художником Б. И. Энским гравюр портретов теста, которые представляют из себя перерисованную копию оригинальных портретов. Данное руководство с измененным стимульным материалом было распространено среди психологов в бывших республиках Советского Союза и активно используется в настоящий момент, как в государственном секторе, так и в частных компаниях. С развитием компьютерной техники и Интернета стали появляться в большом разнообразии компьютерные программы для проведения тестирования, в которых используются рисованные портреты, в том числе и с добавлением цвета. Основная идея данных продуктов — предоставить интерпретацию без участия психолога, что значительно нарушает основополагающие идеи, заложенные в методике.
Следует отметить, что предложенные рисованные портреты имеют значительные отличия от оригинальных. По утверждению Л. Н. Собчик, рисованные портреты и сам модифицированный тест были проверены в эксперименте на репрезентативных группах нормы и контингента клиники пограничных состояний, а полученные результаты проверялись путем сопоставления данных с результатами других психодиагностических тестов и данными объективного наблюдения. По мнению автора данной статьи, тестирование при помощи рисованных портретов является грубым нарушением основ теста, так как художник, как и любой другой человек, так-же подвержен влиянию проекции, на которой базируется тест, в связи с чем некоторые передаваемые черты лица художником могли быть гиперболизированы, не замечены и попросту искажены, пройдя преломление через его психическое. Художником создан образ несуществующего человека, портрет которого не может передать те тонкие, неуловимые черты лица, отображающие ту или иную психическую патологию. В какой-то степени это можно сравнить с попыткой исследовать мир по картинам экспрессионистов. Также следует отметить, что модифицированные портреты не были признаны Цюрихским Институтом Сонди, и по свидетельству Фридъюнга Юттнера (Член Совета Института Сонди) деятельность Л. Н. Собчик и ряда других специалистов была отнесена к так называемому «дикому судьбоанализу».
Лучше всего свой тест знает только его создатель; возможно, некоторые как объективные, так и субъективные тонкости подбора портретов, не описанные в литературе, останутся нераскрытым секретом Л. Сонди. Однако за время существования теста самим автором и его учениками накоплен колоссальный опыт и статистические данные, которые подтверждают его точность, сравнимую с точностью швейцарских часов.
Виталий Шаповалов.