Черненко Р.В. Социально-психологические качества личности как факторы, влияющие на эффективность построения и обсуждения контрольных вопросов
Черненко Р.В. Социально-психологические качества личности как факторы, влияющие на эффективность построения и обсуждения контрольных вопросов // Актуальні питання теорії та практики використання поліграфа : збірка статей / за заг. ред. В. О. Шаповалова. — К. : Освіта України, 2015. — 220 с. — (Серія: Бібліотека Колегії поліграфологів України) С 127-131.
Иногда случается так, что проверки с применением полиграфа, в которых применяются тесты, включающие в себя контрольные вопросы, не оправдывают ожиданий от получаемого результата.
Основных причин недостаточной результативности, скорее всего, две: первая — несоответствие применяемого теста необходимым условиям точности, достоверности и тематической применяемости; вторая — недостаточное понимание специалистом, проводящим тестирование, социально-психологических качеств личности испытуемого при построении и обсуждении контрольных вопросов.
Одно из важнейших качеств личности, которое следует учитывать и использовать при построении и обсуждении контрольных вопросов, — самосознание. Эта характеристика активизирует способность испытуемого оценивать события и ситуации, брать на себя ответственность; стимулирует готовность к реагированию на критику, умение преодолевать сопротивление, прилагая максимум психоэмоциональных усилий для того, чтобы достигнуть поставленных перед собой целей.
Когда в предтестовой беседе или во время обсуждения вопросов конкретного теста, испытуемый заявляет о себе: «Я такой человек, что всегда…» или делает любое другое заявление о своих взглядах, позициях, убеждениях, это следует воспринимать как смысловой маркер, позволяющий продиагностировать качество подготовленных контрольных вопросов. Возможно, мы придем к выводу, что какой-нибудь из них следует заменить или усилить, а может, вообще изменить конвенциальную направленность.
Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности испытуемого. Казалось бы, раз перед нами начальник, которому должны подчиняться другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Естественно, что, учитывая властные полномочия испытуемого, мы вправе ожидать прогнозируемых личностных проявлений, за которые удобно, что называется, «цепляться» при обсуждении контрольных вопросов. Однако это далеко не всегда так. Номинальный руководитель не всегда лидер по определению, кроме того, необходимо учитывать, что конвенциальные роли далеко не всегда тождественны межличностным ролям испытуемого. Если мы, например, проверяем руководителя какой-либо организации или структурного подразделения, то автоматически обращаемся к нему как к главе, начальнику, мы можем ошибиться. Жизненные наблюдения и исследования показывают, что руководитель может играть много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, эксперт, трудоголик, дипломат и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли. А для большинства начальников выбранная им межличностная роль воспринимается как черта, обеспечивающая руководящее положение.
В отличии от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положение, директор может не иметь должного влияния, а отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, не учитывать который значит заведомо уменьшать эффективность обсуждения даже самого идеально построенного контрольного вопроса.
Важность описанного явления заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства (инстинкта) собственного достоинства. А именно к этому фактору, кроме инстинкта самосохранения, конечно, мы чаще всего апеллируем при построении контрольных вопросов. Независимо от того, низким или высоким уровнем чувства собственного достоинства обладают наши испытуемые, у тех и у других, в связи с этим, задействуются специфические качества самосознания, напрямую влияющие на результат срабатывания контрольного вопроса. Речь идет о социальных инстинктах. Подвергая сомнению соблюдаемые испытуемым программы доминирующего инстинкта, мы добиваемся необходимого эмоционального состояния и, как следствие, качественной психофизиологической реакции, удобной для сравнения.
Типы людей по доминированию инстинкта и примеры контрольных вопросов:
1) эгофильный тип — доминирует самосохранение («Вы всегда поступаете честно и говорите только правду, когда Вам угрожает опасность?»);
2) генофильный тип — инстинкт продолжения рода («Вы обманываете меня, когда утверждаете, что всегда поступаете так, как должен поступить хороший отец?»);
3) альтруистический тип — инстинкт альтруизма (общество, толпа) («Вы говорите правду, когда утверждаете, что с другими всегда поступаете так, как хотите, чтобы поступали с Вами?»);
4) исследовательский тип — инстинкт исследования («Вы обманываете, когда утверждаете, что принимая решения, руководствуетесь только проверенной информацией?»);
5) доминантный тип — инстинкт доминирования («Вы обманываете, когда говорите, что в общении с подчиненными всегда сохраняете дистанцию и не переходите на личности?»);
6) либертофильный тип — инстинкт свободы («Вы правду говорите, когда утверждаете, что в работе всегда согласны с мнением начальства?»);
7) дигнитофильный тип — инстинкт сохранения достоинства («Вы не станете терпеть унижения и пресмыкаться, если от этого будет зависеть Ваша карьера или зарплата?»).
Работа с испытуемым, даже при полномасштабном использовании социально-психологических качеств личности, будет недостаточно качественной, если не учитывать его соматофизиологические особенности. Анатомо-физиологическая специфика строения тела человека позволяет выделить три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.
К примеру, пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде, стремлением отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими. Проводя предтестовую беседу с представителями этого типа, мы, как правило, наблюдаем демонстрацию конструктивизма, содействия и даже дружелюбия. Но подобная модель поведения будет поддерживаться, как правило, лишь до момента выяснения качества межличностного взаимодействия с окружающими при обсуждении контрольных вопросов. Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью. При установлении межличностного контакта с испытуемым этого типа целесообразно стимулировать и фиксировать декларации мировоззренческих позиций (как вербального, так и невербального формата). В дальнейшем, при обсуждении контрольных вопросов им будет тяжело отказываться от своих утверждений, что, в свою очередь, усиливает так необходимые нам качественные физиологические реакции. Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, часто страдают клаустрофобией. С испытуемыми этой типологии иногда бывает достаточно просто обозначать сомнения в их искренности. Однако работать вполсилы, допускать недостоверные демонстрации своих намерений при обсуждении контрольных вопросов не следует — астеники хорошие интуиты и быстрее других различают фальшь, что, в свою очередь, непрогнозируемо влияет на качество получаемых реакций.
Достаточно весомое влияние на смысловое восприятие контрольных вопросов и дальнейшие физиологические проявления испытуемого во время тестирования оказывает принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.
Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Флегматикам совершенно чужда тревога. Их фоновое состояние: спокойствие, тихая удовлетворенность. Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место. Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Холерики — наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.
Естественно, что далеко не все полиграфологи считают необходимым проводить мероприятия по определению доминирующей типологии высшей нервной деятельности или определиться с экстравертивностью или интровертивностью испытуемого. Однако если есть достоверные данные предварительного психологического изучения, то принимать во внимание имеющиеся материалы будет далеко не лишним. Тем более что практика показывает: подготовка к проверке — это не только составление тестов по теме проверки, но и получение необходимой информации об испытуемом.
Вывод: личность испытуемого настолько многогранна в своих социально-психологических проявлениях, что понимание и использование ее разнообразных качеств практически всегда благотворно влияет на результат проверки и существенно повышает информативность («чистоту») получаемых реакций, особенно при работе с тестами, включающими в себя контрольные вопросы.